02.09.2009 19:00
Создатель "Сноба", "Столицы" и "Коммерсанта". Фото Антона Носика

Владимир Яковлев вернулся

Владимир Яковлев мог всю оставшуюся жизнь бродить по свету, жить где вздумается - в каком-нибудь непроизносимом ашраме или в бунгало на берегу какого-нибудь невообразимого моря, любоваться на умопомрачительные закаты или просыпаться каждое утро в каком-то другом городе, где по вечерам пьют коньяк и курят сигары, а за утренним кофе читают The New York Times. Он мог бы так и остаться в истории основателем лучшей газеты новой России.

Без малого десять лет он этим и занимался. В 1999 году он продал свое детище - ИД "Коммерсант" - и уехал из России. И до сих пор с крайней неохотой отвечает на вопросы о том, где был и чем занимался. Много путешествовал. Относительно много времени провел на Ибице. Чуть ли не в Тибет ездил - буддист ведь. То есть и бунгало было, и ашрамы, и умопомрачительные закаты, и люксы с кофе и The New York Times. Яковлев избегает нового слова "дауншифтинг" - когда он совершил свой прыжок в неизвестное, никаких дауншифтеров не было в помине. Это потом, описывая новый тренд, журналисты с удивлением обнаруживали, что и здесь основатель "Коммерсанта" был первым.

Но Яковлев вернулся. Спустя десять лет вернулся в совершенно другую страну. В которой сменилась власть и наступила стабильность. В которой стало, в известном смысле, скучно. В которой, по его собственным словам, устарела и умирает "журналистика факта и совета" - та самая, которую он же привил этой стране двадцать лет назад.

В его интервью раз за разом проскакивают кулинарные метафоры: "Информационного голода больше нет, а есть, ну скажем, информационный аппетит. Это значит - нужно научиться вкусно готовить и хорошо сервировать стол"; "журналистика сегодня - это журналистика стабильного общества. И она отличается от старой "коммерсантовской" примерно так же, как эксклюзивный ресторан от кухни на колесах голодного времени".

Он вернулся с новой идеей. Он опять все придумал. Он придумал Веб 3.0: все так же свободно и демократично, как в Веб 2.0, но на хорошей творческой и технической базе в виде профессиональной редакции. Он опять готов стать демиургом: подобно тому, как в лихие девяностые "Коммерсант" сформировал в России "деловую" аудиторию, в конце "нулевых" он готов сформировать еще один новый социальный слой.

Люди, живущие в главных городах мира, - в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Москве, - достаточно успешны, чтобы думать не о том, где взять деньги, и не о том, на что их потратить, а том, как с их помощью изменить мир; люди, не зависящие от географии, говорящие на разных языках, воспринимающие разные культуры, но думающие по-русски - русские не по необходимости, но по собственному выбору, - вот нынешняя аудитория Владимира Яковлева. Он так и говорит о своих читателях и почитателях - "глобальные русские".

Одним из первых, кого он убедил, стал Михаил Прохоров. В итоге мультиформатный проект "Сноб" (название навеяно Теккереем), к созданию которого Яковлев привлек Андрея Шмарова (основателя "Эксперта") и Юрия Кацмана (основателя "Секрета фирмы"), получил поддержку "Онэксима". Первый номер журнала вышел в октябре 2008 года, сайт открылся в мае 2009-го. На очереди - телеканал.

Глобальным русским

02.09 19:00 Человек слишком много о себе воображает
02.09 19:00 Святой Бурхард его слышит
02.09 19:00 Марат Гельман посвятил себя "Проекту Пермь"
02.09 19:00 В темноте?
02.09 19:00 Будущее будет органическим
02.09 19:00 "Р" Вигго Мортенсена и Кейт Бланшетт оказались самыми раскатистыми
:) Редакция Ленты.Ру 1999-2009
Rambler's Top100
Все совпадения случайны. Может не разделять мнение. Не пытайтесь повторить в домашних условиях. Ни одно животное не пострадало. Жди ответного гудка.