|
| |||
02.09.2009 19:00
Выставочный шпингалет. Фото пользователя drugoi с сайта livejournal.com
Марат Гельман посвятил себя "Проекту Пермь"Кому-то "Проект Пермь" может показаться подходящим названием для инсталляции современного художника. И, в известном смысле, это так и есть. В этой коллективной инсталляции принимают участие, помимо местных властей во главе с губернатором Олегом Чиркуновым и сенатором Сергеем Гордеевым (учредителем фонда "Русский авангард"), австрийский искусствовед Дитер Богнер, швейцарский архитектор Петер Цумтор, московский Центр современной архитектуры и едва ли не все актуальные российские художники. А теперь и самый знаменитый российский куратор современного искусства - Марат Гельман."Проект Пермь" был запущен в 2007 году. Идея заключалась в том, чтобы доказать, что превратить невзрачный индустриальный город в пост-индустриальную арт-столицу, в центр кросс-культурного пространства, можно и не разрушая градостроительный замысел предшественников, как думают, например, в Петербурге. В конце концов, не только ведь металлургические комбинаты могут быть градообразующими предприятиями. В Бильбао, скажем, таковым стал местный филиал Гуггенхайма. Пермь направили по тому же пути. В духе теории минергетики, предполагающей энергосберегающее строительство зданий, минимально (откуда название) загрязняющих окружающую среду, Петер Цумтор думает о застройке целых кварталов города минергетичными арт-домами. По результатам весьма представительного архитектурного конкурса жюри во главе с мастером выбрало два проекта здания музея современного искусства. Именно в Перми в сентябре 2008 года была впервые показана ставшая уже легендарной выставка "Русское бедное". Эта экспозиция объединила работы Ольги и Александра Флоренских, Николая Полисского, групп "Синие носы" и АЕС, Авдея Тер-Оганьяна, Александра Косолапова, Александра Бродского. Выставка стала первым вкладом ее куратора Марата Гельмана в "Проект Пермь". Теперь "Русское бедное", побывав в Москве, Петербурге, Нью-Йорке и Милане, вернется в Пермь и станет основой коллекции другого пермского музея современного искусства, который разместится в здании Речного вокзала. Ради этого музея Гельман продал свою галерею в Москве и окончательно перебрался в Пермь. По его собственным словам, галерею он передал "в хорошие руки" - бизнесмену и коллекционеру Александру Смузикову. Галерея сохранит свое название - "М&Ю Гельман", обе свои площадки (на "Винзаводе" и на Малой Полянке), а вскоре откроет филиал в Берлине - городе, ставшем в глобальные нулевые признанной мировой столицей русских бедных. За Гельманом в Пермь потянулись художники. Дмитрий Врубель презентует там свой "Евангельский проект" (серия картин из жизни современных российских милиционеров и городского "дна", названных цитатами из Нового завета). Кроме того, руководитель театра "Практика" Эдуард Бояков убедился, что его фестивалю "Новая драма" не место в "зажравшейся Москве", и главный драматургический форум тоже перебирается на Урал. Именно там Владимир Сорокин представит аудиокнигу "День опричника". И там же пройдет театральный фестиваль "Территория", организуемый Евгением Мироновым и Кириллом Серебренниковым, а кроме того, в Перми будет звучать "Старый новый рок". Последнее - крупная победа Перми над Екатеринбургом, который в свое время перехватил у нее звание "столицы Урала". А еще в Перми вскорости появятся зоопарк, в котором будут содержаться одни лишь медведи, парк пермского периода и уникальный мост через Каму, проект которого разработает архитектор с мировым именем. Хотя настоящие ценители из числа прогрессивных пермяков рады долгожданному изменению культурных ориентиров, креатив команды Гельмана и губернских властей радует не всех. Пермское отделение Союза художников России, позвав на помощь представителей других творческих профессий и создав вместе с ними Конгресс пермской интеллигенции, решил защищаться от "московской экспансии". Их не устраивает, что в городе "все оккупировали варяги", а местным художникам перестали доверять. Гельман в ответ лишь разводит руками: те, кто реагируют подобным образом, сами не участвуют ни в каких культурных процессах. Когда же к хору критиков присоединился писатель Алексей Иванов, отказавшийся от Строгановской премии в знак протеста против того, что ее присудили также и Гельману, бывший галерист спокойно возразил в том духе, что раньше Иванов был единственной культурной достопримечательностью Перми, а теперь этот его статус оказался под угрозой.
По мотивам:
Деятелей культуры заманят в Пермь "уютным особнячком" - Lenta.Ru, 11.08.2009 |
Глобальным русским
|
:) Редакция Ленты.Ру 1999-2009 |